Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности
МБОУ «Кильдинская ООШ» на 2023-2024 учебный год
В соответствии с обновленным Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования организация внеурочной деятельности в школе является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей, и является одной из форм организации свободного времени обучающихся. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность с учетом рабочей программы воспитания.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно- нравственных ценностей и культурных традиций.
План внеурочной деятельности состоит из двух частей: части, рекомендуемой для всех обучающихся, и вариативной части.
Внеурочная деятельность в части, рекомендуемой для всех обучающихся, представлена следующими направлениями:
ü 1 час в неделю – информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок) с целью развития ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Реализация программы занятий «Разговоры о важном» возложена на классных руководителей;
ü 1 час в неделю – занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности) с целью развития способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью);
ü 1 час в неделю – занятия, направленные на удовлетворение патриотической, нравственной и экологической направленности интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства) с целью развития ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни: «На Севере-Жить!» и «Россия – мои горизонты».
В вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
ü занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения) с целью интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, удовлетворения их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов;
ü занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в различных творческих объединениях – музыкальных, хоровых, танцевальных студиях, кружках художественного творчества, школьных музеях, школьных спортивных клубах, спортивных секциях и т.п.) с целью удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощи в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов;
ü занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год — не более 350 часов.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, 7 часов в неделю на проведение занятий в каждом классе.
Принципы организации внеурочной деятельности:
1. интерес (поможет укрепить контакты педагогов с детьми, будет способствовать формированию в глазах детей позитивного восприятия школы, уменьшит риск их вовлечения в нежелательные, антисоциальные виды деятельности);
2. сотрудничество (помогает детям взрослеть, преодолевая свою инфантильность и развивая самостоятельность и ответственность);
3. доверие (поможет ему сплотить вокруг себя детей и стать для них значимым взрослым, к которому дети больше прислушиваются, чьи требования и просьбы воспринимаются позитивнее, чье поведение и жизненные принципы охотнее воспринимаются ими в качестве образцов для подражания);
4.неназидательность (содержание внеурочных занятий не должно преподноситься ребенку в форме назиданий, ребенок не должен становиться пассивным потребителем информации, важно дать ему самому делать выводы из увиденного и услышанного на занятиях: спорить, доказывать свою точку зрения, слышать мнения других).
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей (законных представителей), и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, викторин, игр, познавательных бесед, диспутов, заседаний школьных научных сообществ,
занятий по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей, интегрированных курсов, олимпиад, поисковых и научных исследований, проектов, интеллектуальных марафонов, профориентационных
бесед, деловых игр, квестов, решения кейсов, изучения специализированных цифровых ресурсов, профессиональных проб, моделирующих профессиональную деятельность, занятий, связанных с освоением регионального компонента образования, посещения ярмарок профессий и профориентационных парков, соревнований, спортивных игр, туристического слета, занятий школьников в различных творческих объединениях, отчетных концертов, конкурсов, выставок, культпоходов в театры, музеи, филармонию, встреч с ветеранами, педагогического сопровождения деятельности Российского движения школьников, волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы и т.д. Формы внеурочной деятельности сочетают индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность.
Формирование групп обучающихся, желающих освоить те или иные программы, происходит перед началом учебного года по согласованию с родителями (законными представителями) обучающегося. Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одной параллели.
Внеурочная деятельность в МБОУ «Кильдинская ООШ» реализуется на основе модели преобладания учебно-познавательной деятельности.
Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для школьников, спортивной площадкой, игровой площадкой, школьным музеем, актовым залом, музыкальной техникой, библиотекой, кабинетом технологии, а также кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, интерактивными досками.
В целях реализации плана внеурочной деятельности школа имеет возможность использовать ресурсы других организаций (в том числе в сетевой форме взаимодействия), включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности:
ü развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
ü приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни, получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
ü формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
ü формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
ü воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
ü формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
ü увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
ü реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.